Сайт учителя английского языка
         МБОУ "Большеяниковская СОШ"
         Мартыновой Розы Михайловны
учитель английского языка
Мартынова Роза Михайловна
Классный руководитель
Методическая копилка
Внеклассные мероприятия
Методические разработки
Презентации
О себе
Об учителях и учениках
Результаты педагогической деятельности
Сведения об успеваемости по английскому языку в 2011-2012гг.
Аналитическая справка 2011-2012 гг.
Олимпиада -2012
Учебники
Подписка на новости
Get Adobe Flash player
Как стимулировать желание детей учиться.
Дата: 08.04.2009
Автор выступления: Мартынова Роза Михайловна

Как стимулировать желание учиться?

Педагоги часто жалуются: дети не хотят учиться. В чем причина? Есть причины более или менее типичные, на которые надо обратить особое внимание.

1. Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности.

Учение- это деятельность, требующая специальных умений и навыков, а также немалой силы воли. Усидчивость, умение читать и понимать текст, навыки запоминания, счета, математических операций, наблюдательность, твердость руки и владение письмом, аккуратность, ловкость, чувство ритма и музыкальный слух, внимательность, достаточный запас слов, начитанность, умение слушать и складно говорить, терпение, настойчивость, чувство ответственности- вот лишь часть тех умений, навыков и качества, без которых трудно или даже невозможно добиться успеха в учении. И если учители и родители не научили детей и не привили им соответствующие навыки, учение становится очень трудным делом.

2. Громадность школьного материала, который нужно усвоить и запомнить.

Попытка втиснуть в память и сознание школьников весь материал, объявленный обязательным, приводит к чрезвычайной перегрузке, усталости и сопротивлению детей.

Педагоги часто пытаются организовать деятельность без опоры на желания и мотивы участников этой деятельности. Громадный познавательный материал требуется усвоить за сравнительно небольшой временный период. Вот в этом и состоит одна из серьезных причин нежелания многих детей учиться.

3. Отвлекающие факторы полнокровной детской жизни.

Обучение требует от школьника все больше времени не только в школе, но и дома. Когда школьник должен выбирать между необходимостью делать нужные, но далеко не желанные школьные задания, и возможностью насладиться захватывающими телепередачами или компьютерными играми, но предпочтение оказывается нередко совсем не школьным заданиям.

4. Однообразие жизни и учебного процесса.

Монотонность и однообразие школьных занятий, отсутствие быстрой смены событий и красок, необходимость долгое время смирно сидеть и почти не говорить –все это делает школьную жизнь тусклой и скучной для очень многих подростков и старшеклассников.

5. Бедность и непродуманность методики и организации учебного процесса и школьной жизни вообще.

Учитель с годами подбирает наиболее удобные для себя методы и приемы работы, привыкает к ним. На каждом уроке все такие же объяснения, тот же рассказ, фронтальный и индивидуальный опросы, сообщение домашнего задания. Однообразие не может не настраивать учеников против уроков, против учителей и вообще против школьного учения.

6. Упорно-однообразная авторитарная позиция учителей и родителей.

Авторитарную позицию взрослых школьники воспринимают как несправедливую и неправильную, что вызывает их протест и отбивает желание учиться.

Все это требует использовать в учебном процессе специальные средства и меры, и прежде всего –стимулирование. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда у него есть определенные мотивы для ее выполнения. Обычно в душе школьника одновременно присутствуют и борются различные, а то и противоречивые мотивы. Задача учителя заключается в том, чтобы вызвать и сохранить именно работающий на успех мотив. С этой целью используются стимулы, т.е. внешние побудители определенной деятельности школьника.

Способы стимулирования можно разделить на три группы.

Эффективность усвоения знаний зависит от того, как эти знания подаются.

Четкое структурирование учебного материала облегчает его восприятие. Логичное, яркое, увлекательное изложение побуждает школьников слушать то, что говорит учитель, полностью включаться в мир познания.

Своевременное чередование различных умственных занятий, напряженная работа и кратковременное расслабление укрепляют работоспособность детей и их желание овладевать знаниями.

Группы стимулов (в зависимости от того, на какую категорию потребностей они опираются):

· Общечеловеческие потребности

· Возрастные потребности

· Специфические потребности мальчиков и девочек.

1.Новизна материала, необычность его подачи всегда побуждает школьников внимательнее присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нем. При этом надо опираться на природную любознательность, на желание все знать.

Задача учителя- в любом учебном материале ив самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное детям. Необходимо находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к обсуждению и решению.

Учителем давно уже используется такой стимул, как оценка, которую мы фиксируем отметкой нельзя преувеличивать роль оценок. Они не могут заменить все остальные стимулы и всю работу учителя. Если урок скучный, объяснение слабое и непонятное, если учебный процесс организован неразумно, то в классе постоянно шум и беспорядок. Если дети слишком перегружены, запуганы и задерганы авторитарными учителями, то нормализовать учение одними оценками невозможно. Ситуация успеха- самый эффективный стимул познавательной деятельности.

2. Базой специальных стимулов являются возрастные потребности. Значительная часть потребностей детей отличается от потребностей взрослых, интересы старшеклассников отличаются от интересов подростков, а их – от младших школьников.

Младшеклассник очень любознательны, тянутся ко всему новому, любят мечтать и играть. Серьезная и длительная однотипная работа их быстро утомляет.

У подростков свои особенности: интерес к фантастике, к необычному. Им можно чаще рассказывать о необычных и малоизвестных явлениях природы и событиях. Нужно вводить в урок новые элементы. Здесь полезно проводить конкурсы, викторины, чемпионаты, т.к. подростки любят испытывать свои возможности: кто сильнее, быстрее, больше знает и умеет.

У старшеклассников развивается стремление разобраться во взаимоотношениях полов, в особенностях других людей.

3. Стимулирование познавательной активности школьников должно учитывать половые особенности их интересов. Мальчики проявляют интерес к спорту, технике, военной тематике. Девочек интересуют взаимоотношения людей, мода, проблемы эстетики. Необходимо опираться и на индивидуальные потребности школьников.

Дети устают от слишком большого учебного материала и от длительной умственной работы. Утомленная психика не воспринимает новых знаний. Кратковременный отдых от умственных занятий стимулирует дальнейшую познавательную деятельность.

Разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе и школе: масса интересных новых событий, клубы, кружки, преодоление однообразной школьной рутины- положительно сказываются на учебном процессе.

Сайт класса
1
Реквизиты
Rambler's Top100 TopList