Сайт учителя истории и обществознания МБОУ "Байдеряковская ООШ" Иванова Г.Н.

Руководитель
Иванов Георгий Николаевич
Архив событий
Методическая копилка
рабочая прграмма по истории 9 класс
Открытый урок «Средневековая Европа в эпоху расцвета»
Соседи восточных славян
Поурочные планы учителя
уроки истории 5 класс
уроки истории 5 класс
уроки истории 5 класс
уроки истории 5 класс
уроки истории 5 класс
уроки истории 5 класс
уроки истории 5 класс
уроки истории 5 класс
уроки истории 5 класс
Подписка на новости
Get Adobe Flash player
уроки истории 5 класс

Урок 50

Тема: ДРЕВНЕЙШИЙ РИМ

 

Цели: познакомить учащихся с легендой об основании Рима, с общественным строем; выделить природные факторы, оказавшие влияние на экономическое и социально-политическое развитие Древней Италии.

Ход урока

• Новые понятия: патриции, плебеи.

 Текущий контроль знаний и умений.

Задание 1 - проверка письменного задания.

Эрато - покровительница лирической поэзии и эротических стихов.

Эвтерпа - покровительница лирической песни. Каллиопа - покровительница эпической поэзии. Клио - покровительница истории. Мельпомена - покровительница трагедии. Полигимния - покровительница танца, музыки. Терпсихора - покровительница танца. Талия - покровительница комедии. Урания - покровительница астрономии.

ПЛАН  ИЗУЧЕНИЯ  НОВОГО  МАТЕРИАЛА

1. Географическое положение и природные условия древней
Италии.

2. Город Рим в первые века его существования.

1. Изучение первого вопроса плана. Объяснение учителя.

В наши дни Рим - столица государства Италии, в древности он был главным городом сильнейшего рабовладельческого государст­ва. Это государство, как и его главный город, называлось Рим.

Работа по карте:

1)  Найдите на карте Средиземное море.

2)  Покажите Балканский полуостров.

3)  Как называются два других полуострова, выдающиеся в Сре­диземное море?

На Апеннинском полуострове, напоминающем по форме сапог, расположена Италия. В этой стране возникло Римское государство, территория которого первоначально была невелика.

Работа с классом.

Задание. Внимательно посмотрите на карту и подберите правильные окончания к выписанным на доске фразам из докумен­та, рассказывающего о природе древней Италии.

Ответы: 1-2; 2-3; 3-1; 4-5; 5-4.

2. Изучение второго вопроса плана.

Работа с учебником.

Задание 1. Прочитать легенду об основании Рима.

Задание 2. Ответить на в о п р о с ы :

1)  Как звали первого царя Рима?

2)  Кто такие ликторы?

3)  Большая ли власть была у царя?
Объяснение учителя.

753 г. до н. э. считается легендарной датой в истории Рима. По­тому что, по легенде, именно в этом году был основан этот город. Расположился он на семи холмах. В истории Рима выделяют три основных периода.

Работа в тетради.

Царский период — республиканский период — императорский период VIIIVI вв. до н. э.       VI-I вв. до н. э.         I в. до н. э. - V в. н. э.

Работа с классом.

Вопрос: Кто стоял во главе государства в царский период?

Объяснение учителя.

В этот период упоминаются имена 7 царей, при которых Рим достиг главенствующего положения. Имя первого царя мы знаем. Имя последнего царя Тарквиний Гордый.

Всё население Рима делилось на патрициев и плебеев.

Словарная работа.

Патриции - потомки основателей Рима.

Плебеи - переселенцы из других областей Италии и завоё­ванных областей.

В управлении Римом принимали участие только патриции. Старейшины родов заседали в совете, который назывался «сенат».Высшая власть принадлежала Собранию мужчин-патрициев. Оно объявляло войну, заключало мир и выбирало пожизненно царя.

3. Закрепление изученного материала:

Вопросы классу:

1)  Почему цифра «7» в истории Рима считается знаковой?

2)  Как звали двух братьев, решивших построить город на месте,
где были вскормлены волчицей?

3)  Почему этот город получил название «Рим»?

Домашнее задание: § 44.

 

 

Урок 51

                      Тема: ЗАВОЕВАНИЕ РИМОМ ИТАЛИИ

 

 Цели: охарактеризовать общественно-политическое устрой­ство Римской республики; доказать, что Римское государство рано приобрело резко выраженный военный характер.

Ход урока

Новые понятия: республика.

Текущий контроль знаний и умений.

 Задание - тест-опрос.

Выберите правильный ответ:

1. Потомки древнейших жителей Рима назывались:

а) аристократы;

б) патриции;

в)  плебеи?

2. Римом до V в. до н. э. управляли:

а) сенаторы;

б) стратеги;

в) царь и сенат?

3. Людей, переселившихся из других мест в Рим, называли:

а) демос; б)патриции; в) плебеи?

4. Землю на общинном поле получали:

а) патриции;

б) патриции и плебеи;

в) плебеи?

5. Рим был основан:

а) в 753 г. н. э.;

б) 756 г. до н. э.;

в) 753 г. до н. э.?

6. Римляне изгнали последнего царя:

а) в 508 г. до н. э.;

б) 509 г. до н. э.;

в)  510 г. до н. э.?

 

ПЛАН  ИЗУЧЕНИЯ  НОВОГО  МАТЕРИАЛА

1.  Возникновение республики.

2.  Военные победы римлян и их итоги.

1. Изучение первого вопроса плана.

Работа с классом.

Задание 1. Прочитать 1 -й раздел параграфа.

Задание 2. Объяснить нарисованные на доске схемы:

 

Словарная работа.

Республика - форма правления, при которой власть принад­лежит людям, выбранным на определённый срок.

2. Изучение второго вопроса плана. Объяснение учителя.

В древнейшие времена Апеннинский полуостров населяло множество племён (12 народностей): среди них были лигуры, ум­бры, венеты, а также латины, жившие в нижнем течении Тибра. Именно здесь возник центр будущей римской цивилизации.

Рядом с ними жили и другие народы, стоявшие на более высо­кой ступени развития, - греческие, карфагенские поселенцы и пле­мя этрусков.

Ведя непрерывные войны с народами, населявшими Италию (около 200 лет), римляне захватывали одну область за другой, пока не установили своё господство над всей Италией. Они как будто следовали «Пророчеству Ромула», где есть такие слова: «Иди и воз­вести римлянам: так хотят небожители, чтобы мой Рим был главою вселенной; поэтому пусть они усердно занимаются воен­ным делом и пусть сами знают и так передадут потомкам, что никакие человеческие силы не в состоянии противиться римскому оружию».

Отбирая у побеждённых народов часть земель, римляне объяв­ляли их собственностью своего государства. Принадлежавшие го­сударству земли первоначально распределялись только между пат­рициями. Но так как государственных земель становилось всё больше и больше, то плебеям удалось добиться права получать участки на этих землях наравне с патрициями.

Домашнее задание: § 45.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 52

                        Тема: УСТРОЙСТВО РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

Цель: охарактеризовать общественно-политическое устрой­ство Римской республики, доказав что Римское государство рано приобрело резко выраженный военный характер.

Ход урока

• Новые понятия: консулы, легионы.

Текущий контроль знаний и умений.

Задание 1 — объясните крылатые выражения:

1.  «Гуси Рим спасли».

2.  «Горе побеждённым».

3.  «Пиррова победа».
Задание 2 - вопросы и ответы:

 

1.  Что такое «республика»?

2.  Было ли в действительности управление в Риме «общенарод­ным делом»?

3.  В каком году в Риме была установлена республика?

4.  Когда галлы захватили Рим?

5.  Когда началась война с Пирром?

6.  Сколько народностей проживало на Апеннинском полуост­рове?

7.  Сколько лет Рим вёл войны за завоевание Италии?

ПЛАН  ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО  МАТЕРИАЛА

1.  Борьба патрициев и плебеев.

2.  Господство аристократии.

3.  Римское войско.

1. Изучение первого вопроса плана.
Объяснение учителя.

С самого начала существования республики, на протяжении более 200 лет, шла ожесточённая борьба между патрициями и пле­беями, то затихая, то вспыхивая с новой силой.

Работа в тетради.

Спор между патрициями и плебеями:

1)  об уравнении в политических правах;

2)  о долговой кабале;

3)  о доступе к общегосударственным землям.

В этой длительной борьбе патриции вынуждены были пойти на уступки плебеям. В V в. до н. э. плебеи добились права избирать своих защитников - народных трибунов. К этому же времени пле­беи наряду с патрициями участвовали в разделе общегосударст­венных земель. А в III в. до н. э. уже каждый гражданин Рима мог быть избран на любую государственную должность. Правда, за это не платили денег, поэтому на деле занимать эти должности могли только богатые римляне. Существовало несколько десятков патри­цианских и плебейских фамилий, владевших землями и рабами и на деле управлявших государством. Поэтому Римскую республику называли рабовладельческой и аристократической.

2. Изучение второго вопроса плана.
Работа с классом.

Задание 1. Прочитать 1 -й и 2-й разделы параграфа. Задание 2. Начертить в тетради схему и объяснить её. ЙРабота в тетради.

3. Изучение третьего вопроса плана. Объяснение учителя.

Большую часть римских граждан составляли крестьяне. Глав­ную ценность для них представляла плодородная земля. Семьи римских крестьян росли, подрастающие сыновья нуждались в соб­ственных участках, они с завистью поглядывали на поля богатых землевладельцев. Чтобы избежать восстаний малоземельных граждан, Римское государство вынуждено было вести завоевательные войны. В результате беспрерывных войн римляне расширили территорию своего государства, приобрели большой военный опыт и создали сильнейшее войско.

Работа в тетради.'     Нововведения в римской армии, обеспечившие превосходство:

     1) вооружение, позволявшее одному и тому же бойцу вести как дальний, так и рукопашный бой;

2)  построение войска подвижными отрядами, дававшее воз­можность успешно сражаться на пересечённой местности;

3) умение строить походные лагеря-крепости;
4)суровая военная дисциплина.

1-е нововведение. У римлян не было сильной конницы, зато пехота считалась лучшей в мире. Голову тяжеловооружённого ле­гионера защищал шлем, грудь и спину - панцирь, живот - широкий ременной пояс с металлическими бляхами. Щит имел полуцилинд­рическую форму, делался из досок, обтягивался бычьей кожей. По краям он был укреплён железными полосами, а в центре имел же­лезную шишку, которую воин стремился подставить под удар врага.

Римляне вооружили всех легионеров острыми и крепкими ме­чами, которыми можно было рубить и колоть. Главным нововведе­нием римлян было особое копьё, которое годилось как для мета­ния, так и для ближнего боя. Оно состояло из острого и тонкого железного наконечника (1 м 3 см), насажанного на древко такой же длины. Сблизившись с противником, легионер бросал в него копьё. Если врагу удавалось прикрыться щитом, копьё, имевшее зазубри­ны, застревало в щите и сковывало движения воина. Римлянин, вы­хватив меч, бросался на врага, который вынужден был бросить щит. Копьём можно было действовать и в рукопашной схватке. Го­ворили, что опытные легионеры пронзали им сразу двух противни­ков.

2-е нововведение. Римское войско делилось на легионы, в ко­тором насчитывалось 4 500 воинов. При подготовке легиона к бою, воины строились не сплошной массой, подобно македонской фа­ланге, а небольшими отрядами в три линии (каждая линия состояла из десяти отрядов). В первой линии стояли молодые необстрелян­ные воины. За ними строились отряды второй линии, состоящие из более опытных воинов. В третьей линии стояли самые надёжные воины - ветераны.

В начале боя вперёд выбегали легковооружённые воины. Они забрасывали противника дротиками, пущенными из пращи, и отбе­гали. Затем принимала бой первая линия. Если консул видел, что ей не сдержать натиска врагов, он отдавал приказ отступать в про­межутки между отрядами второй линии. Врагам казалось, что они одолели римлян, как вдруг перед ними оказывались воины второй линии. Если положение было опасным, то вводились резервы - от­ряды третьей линии.

3-е нововведение. Римское войско строило укреплённый ла­герь даже в том случае, если останавливалось на одну ночь. По­сланные вперёд командиры выбирали ровную местность, где по­близости были вода, топливо для костров и трава для обозного скота. Лагерь строился по раз и навсегда установленному плану в форме четырёхугольника. Флажками размечалось расположение стоянки: проводились две пересекающиеся главные улицы лагеря. В конце улиц предполагалось устроить ворота. На месте пересече­ния улиц белым флагом отмечали расположение палатки коман­дующего.

Когда легионы подходили к месту стоянки, каждый воин уже знал и улицу и ту часть её, где должна находиться его палатка. Сложив оружие и багаж, воины копали ров, ограждающий лагерь, возводили земляной вал и укрепляли его частоколом. Лагерь пре­вращался в крепость.

4-е нововведение. Римская армия славилась своей дисципли­ной. В военное время полководцы имели полную власть над жиз­нью и смертью своих подчинённых. Нарушение приказа, дезертир­ство и трусость карались немедленно. Ликторы перед строем секли виновного розгами, а затем отрубали ему голову. Если целая часть войска проявляла трусость, воинов выстраивали и казнили каждого десятого. Если часовой засыпал на посту, то его предавали военно­му суду и забивали камнями и палками.

Домашнее задание: § 46; в тетради сделать рисунок римского легионера.

 

 

Урок 53

                 Тема: ВТОРАЯ ВОЙНА РИМА С КАРФАГЕНОМ

(218-201 гг. до н. э.)

 Цель: познакомить с причинами, основными событиями и .; итогами Пунических войн, объяснив, что оба государства вели несправедливые войны.:

                                                                X о д  у р о к а

     • Новые понятия: пентеры, «ворон».  

Текущий контроль знаний и умений. 

   Задание 1 — вопросы по параграфу:

1.  Из-за каких вопросов в Риме в течение 200 лет шла борьба между патрициями и плебеями?

2.  В чьих руках находилась власть после установления респуб­лики в Риме?

3.  Кто мог стать консулом?

4.  Что входило в обязанности консулов?

5.  Где собирались римляне для принятия законов?

6.  Кто мог вносить предложения о принятии новых законов?

7.  Какие вопросы находились в ведении Сената?

8.  Как изменился порядок пополнения Сената?

9.  Перечислите нововведения в римской армии.

 

ПЛАН  ИЗУЧЕНИЯ  НОВОГО  МАТЕРИАЛА

1.  Борьба Рима и Карфагена за Сицилию.

2.  Вторая Пуническая война.

1. Изучение первого вопроса плана. Объяснение учителя.

Карфаген - могучая держава Западного Средиземноморья, с которой Рим боролся на протяжении 100 лет. Некогда колония, ос­нованная финикийцами, расположенная в Северной Африке (на территории современного Туниса), находилась на пересечении главных морских путей. Являлась центром обмена ремесленных изделий. Карфагеняне вывозили для продажи пурпур, слоновую кость, рабов, страусовое перо, золотой песок, а получали из Испа­нии - серебро и солёную рыбу, из Сардинии - хлеб, из Сицилии -оливковое масло, греческие художественные изделия, из Египта -ковры, керамику.

Карфаген имел свои колонии в Южной Испании, на Сардинии, Корсике, владел большей частью Сицилии. Удерживать власть в пиши державе можно было с помощью силы. У Карфагена армия состояла из наёмников-профессионалов. Карфаген обладал силь­нейшим флотом, в котором было много пентер - больших быстро­ходных кораблей с пятью рядами весел с каждой стороны.

Другой частью острова Сицилия владел Рим. Здесь и столкну­лись интересы двух держав. И Рим, и Карфаген стремились захва­тить богатый остров. В середине III в. до н. э. это привело к войне. Так как римляне называли карфагенян пунийцами, то и войны ме­жду Римом и Карфагеном получили название «Пунические».

Работа в тетради.

I Пуническая война - 264-241 гг. до н. э.

Причина: желание Рима и Карфагена захватить плодород­ный остров Сицилия. Итоги войны:

1)  Карфаген проиграл войну;

2)  Карфаген потерял свои владения в Сицилии и Сардинии;

3)  Карфаген должен был выплатить большую контрибуцию.

2. Изучение второго вопроса плана.
Работа с классом.

Задание 1. Прочитать самостоятельно § 47. Задание 2. В тетради составить план-конспект, разобрав II Пуни­ческую войну по схеме:

1)временные рамки;

2)причины войны;

3)основные события войны;

4)итоги войны.

3. Закрепление изученного материала.
Проверить составленный в тетради план-конспект.
Работа в тетради.

II Пуническая война - 218-201 гг. до н. э.
Причины:

1)   Карфаген хотел вернуть потерянные владения и былое мо­гущество в Западном Средиземноморье;

2)   Рим стремился к господству во всём Западном Средиземно­морье, чему мешал всё ещё сильный Карфаген.

Основные события:

218 г. до н. э. - вторжение войск Ганнибала.

216 г. до н. э. - битва при Каннах.

202 г. до н. э. - битва у г. Зама. Итоги войны:

1)  Карфаген лишился всех владений за пределами Африки;

2)  Карфаген лишился военного флота;

3)  Карфаген должен был выплатить Риму большую сумму денег.
Домашнее задание: § 47; в тетради зарисовать план «Битва при

Каннах».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 54

Тема: УСТАНОВЛЕНИЕ ГОСПОДСТВА РИМА ВО ВСЁМ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ ВО II веке до н. э.

 

Цель: рассмотреть дальнейшее развитие римской агрессии и превращение Рима в хозяина всего Средиземноморья.

Ход урока

• Новые понятия: триумф, империя.

 Текущий контроль знаний и умений.

Задание 1 - вопросы и ответы:

1.  Как назывались войны между Римом и Карфагеном?

2.  Из-за чего шли эти войны?

3.  Какие владения были у Карфагена?

4.  Чем закончилась первая Пуническая война?
Задание 2 - пересказ:

 

1.  Расскажите о вторжении Ганнибала в Италию.

2.  Расскажите о битве при Каннах. Почему, несмотря на блестя­щую победу при Каннах, карфагеняне не смогли завоевать Италию?

Задание 3 — проверка письменного задания.

Проверить на оценку работу в тетради трёх учащихся.

 

ПЛАН  ИЗУЧЕНИЯ  НОВОГО  МАТЕРИАЛА

1.  Римские завоевания в Восточном Средиземноморье.

2.  Разрушение Коринфа и Карфагена.

1. Изучение первого вопроса плана. Объяснение учителя.

Рим, сокрушив Карфаген, стал безраздельно господствовать в Западном Средиземноморье, но не в Восточном. Почему?

Работа по карте:

1) Покажите Западное Средиземноморье, где безраздельно гос­подствовал Рим.

2)  Покажите Восточное Средиземноморье.

3)  Какие государства вы здесь видите?

4)  После распада какой державы они вновь обрели независи­мость?

5)  Какое из них было самое могущественное?

Сирийское, Македонское и Египетское царства после распада державы Александра Македонского стали самыми могуществен­ными в Восточном Средиземноморье. Существовали там и более мелкие государства, которые постоянно враждовали между собой. Междоусобные войны восточных царств были выгодны римлянам, главным правилом в отношениях с другими государствами было «Разделяй и властвуй!».

Работа в тетради.

Работа с классом.

Вопрос: Почему Рим не стал завоевывать Египетское царство?

 

2. Изучение второго вопроса плана.

Объяснение учителя.

Разгром Македонского царства в Греции восприняли как осво­бождение, но на самом деле это была смена господ. В Греции рим­ляне повели себя как в завоёванной стране. Это привело к тому, что многие греки взялись за оружие. Они мужественно сражались, за­щищая свою независимость, но были разбиты. Римляне сурово расправились с восставшими, но особенно пострадал город Ко­ринф. В 146 г. до н. э. по повелению Сената он был разрушен до основания, а место, на котором стоял, предано проклятию. Уце­левших жителей продали в рабство, а произведения искусства вы­везли в Рим.

Такая же участь постигла и Карфаген.

Учителю на заметку.

В военном отношении Карфаген не представлял никакой опас­ности для Рима, но римские купцы боялись соперничества более опытных карфагенских купцов. Карфагеняне занимались мирным трудом, они выращивали виноград и оливки и торговали вином и маслом во всех средиземноморских странах.

,'( Однажды в Карфаген во главе римского посольства прибыл ^старый и влиятельный сенатор Катон. С неудовольствием рас-'усматривал он карфагенский порт: множество кораблей стояло у '^'Причалов, купцы щеголяли яркими одеждами. «Пятьдесят лет на­зад, ~ думал Катон, - когда я сражался здесь под началом Сципио­на, пуны трепетали от страха. А ныне они забыли все - радуются жизни и богатеют». Вернувшись на родину, Катон выступил в Сенате. «Карфаген процветает! - с негодованием заявил он. -Морская торговля обогатила пунов, а наши купцы между тем терпят убытки. Я полагаю, что Карфаген должен быть разру­шен». Отныне, выступая на каждом заседании сената, о чём бы там ни шла речь, Катон всегда заканчивал выступление одними и теми же словами: «Всё же я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен». Катона поддерживали римские купцы, знавшие, что вино и оливковое масло из африканских владений Карфагена покупают охотнее, чем италийское. Сенат открыто требовал смести Карфаген с лица земли.

Работа по учебнику: рассмотреть рисунок в учебнике «Штурм римлянами крепости».

Объяснение учителя.

Этот рисунок даёт представление о героизме жителей, оборо­нявших Карфаген в течение шести суток, когда никаких надежд на спасение не было. Озверевшие римские легионеры брали штурмом дом за домом, медленно продвигаясь по горящим улицам к центру города, убивая всех на своём пути. Семнадцать дней горел Карфа­ген. Вместо прекрасного, полного жизни города до самого залива простиралось безжизненное поле с развалинами. Место, где стоял Карфаген, где трудились ремесленники и торговали купцы, преда­валось вечному проклятию, чтобы отныне на нём не появлялось ни дома, ни пашни.

3. Закрепление изученного материала.

Вопрос классу: Предположите, с какой целью Рим в 146 г. до н. э. разрушил Коринф и Карфаген?

Домашнее задание: § 48; ответить письменно в тетради на во­прос: Как вы понимаете выражение «Разделяй и властвуй!»?

 

Реквизиты
Rambler's Top100 TopList